img1.gif

 

img3.gif

Из материалов, опубликованных в ИЗБЕ под рубрикой

"Реальные избирательные кампании",

2004-2005 гг.

 

 

 

img2.gif

2004. Выборы в Псковское

областное собрание и гордуму Пскова

 

ПСКОВ. МОЛОДЕЖЬ ИЗБАСС УВЕРЕННО ВЫИГРЫВАЕТ.

Поздравления и комментарии

 

 

Выпускники Школы избирательного мастерства ИЗБАСС не подкачали

 

 

Поздравляем!

 

ИЗБАСС от души поздравляет Олега Потапенкова и его группу с успехом на местных выборах в Пскове. Три победы из четырех возможных, при необходимости противостоять кандидатам от партии власти,  - это очень серьёзное достижение.

Нам тем более приятно поздравить своих молодых коллег, что все они являются выпускниками нашей Школы избирательного мастерства, нашими добрыми друзьями и помощниками.

Мы рады ребята, что у вас почти все получается,  рады, что знания, которые мы привили вам в школе, помогают обходиться без чернухи, помогают побеждать чисто.

Успехов вам и в дальнейшем! Так держать!

 

От имени всех избушечников -

Е.МАЛКИН, Е.СУЧКОВ, В.ПОЛУЭКТОВ, В.ПЕТЧЕНКО, Н.ДЕРКАЧ

 


 

НАШИ КОММЕНТАРИИ К ПОЗДРАВЛЕНИЮ

 

1. По составу и мастерству команды

 

1.1.Олег Потапенков, велоколучанин, после серии побед на местных выборах-довыборах на псковщине в 2002 г. (в составе команды Полуэктова и самостоятельно), и прохождении курса избирательного мастерства в школе ИЗБАСС был рекомендован ассоциацией в качестве руководителя программы ОДД (От двери к двери) Союза правых сил. Принимал участие в обучении и формировании так называемой ОКГ – организационно-контрольной группы – а по сути корпуса молодых избирательных технологов СПС, который весьма успешно проявил себя на региональных выборах в конце 2002г. - первой половине 2003 г. (Смоленск, Ростовская, Кемеровская области, Башкирия и др.).

И на выборах в Госдуму, несмотря на сокрушительное поражение СПС, корпус молодых технологов, ведомый сначала Е. Малкиным, а потом М. Шнейдером и О.Потапенковым, зарекомендовал себя с лучшей стороны. Еще до начала активной фазы кампании ребята провели важную работу по выявлению и фиксации сторонников партии во многих регионах и начали активно работать с ними. О том, насколько эффективным оказался этот задел, говорят следующие цифры. Если разделить СПС на две части – там, где работали члены ОКГ, и там, где их не было – соотношение результата оказалось разительным: 6.3% против 3,6% (при среднем балле партии -3,9) ! Практически везде, где работали ОКГ-шники, пятипроцентный барьер Союзом правых сил был уверенно преодолен! И это несмотря на то, что руководители СПС своими непрофессиональными действиями полностью завалили содержательную сторону кампании.

 

1.2. В группу Олега Потапенкова, работавшую в Пскове, входили ОКГ-шники: Александр Пахолков (Пермь), Вадим Купцов (Алтайский край), Ольга Молтенинова (Омск) и начинающие менеджеры ОМН Сергей Фензель (Кемерово) и Николай Усов (Алтайский край).

 

 

2. По поводу работы команды в Пскове

 

Группа работала на двух кандидатов в областное собрание (Меньшиков, Тиханов) и на двух – в городскую Думу (Сорокин, Салкин).

 

2.1. По Меньшикову (3-й областной округ).

Обстановка в округе обычно-непростая. Социально-экономическая ситуация плачевна – проблемы ЖКХ, благоустройства, общественной безопасности и пр. Окраина Пскова, две трети населения проживает в частном секторе, общежитиях и трущобах. Большая географическая протяженность, проблемы дорог и транспорта. Ну в общем, тот самый российский букет.Два года здесь не было своего областного депутата, поскольку трижды местные выборы проваливались. 31 марта 2002 г. победил кандидат «против всех» - 23,90%, .В мае и сентябре того же года результаты повторных выборов были обнулены из-за низкой явки избирателей.

На старте кампании основным претендентом на победу считался С. Никифоров, руководитель городской организации «Единой России», бывший облдепутат, бывший командир воинской части, которая располагается на территории округа. Его узнаваемость и рейтинг были очень высокими - 53,81% и 22,86% соответственно.

В.Меньшиков уже баллотировался по этому округу на первичных выборах 31.03.02, набрав 9,34%. Может быть, поэтому на этот раз он никем не принимался в расчет как реальный претендент на победу. По данным пристрелочного опроса на конец января его узнаваемость и рейтинг составляли 27,86% и 5,71% соответственно.

Сносные позиции были у кандидата от КПРФ А. Бениаминова. Его узнаваемость и рейтинг на старте были 10,95% и 4,29% соответственно.

Высокая доля протестного электората (23,81%) создавала угрозу всем кандидатам.

Штаб Меньшикова сделал ставку по содержанию - на проработку социально-экономических и бытовых проблем округа, а по тактическому рисунку – на программу «От двери к двери». Основной слоган кампании: «Жить, а не выживать». Реализация стратегии и тактики шла по классическому сценарию.

За десять дней до дня голосования была запущена дополнительная тема с элементами командной стратегии. Кандидат выступил инициатором объединения депутатов Городской Думы, работающих в округе, в сводную территориальную депутатскую группу для совместного решения местных проблем ). Тема отрабатывалась с помощью СМИ и через личные встречи кандидата. Слоган проекта: «Вместе мы сильнее!».

Меньшиков выиграл в трудной борьбе, набрав 3 635 голосов (23,62%). Единорос отстал от него всего на 101 голос. Дальше шел кандидат «против всех»

 

2.2. По Тиханову (4-й областной округ).

Основным его конкурентом был руководитель агрофирмы «Победа» В.Гречин. Очень серьезный соперник, о чем можно судить хотя бы по тому, что на момент выборов он являлся доверенным лицом Президента РФ Путина. Естественно, его поддерживали региональное отделение «Единой России», а также областная администрация. Понятно, что стратегия кампании Гречина строилась на отождествлении с Путиным.

Тиханов же руководил городской организацией СПС, и хотя это не афишировалось, соперники использовали этот факт в своих материалах.

Штаб Тиханов построил «кампанию одной темы»: бюджетные отношения между областью и городом. Тема и слоган кампании - «Вернуть городу деньги» - новизной не отличались, но у команды был опыт работы в этой теме, и здесь они её отшлифовали, что называется, до блеска. Тема оказалась удачной еще и потому, что позволяла Тиханову эффектно отыграть нападки конкурентов по поводу быстрого перехода из городской Думы (избран в сентябре 2002 г.) в областное Собрание.

Эта победа команде О. Потапенкова тоже далась нелегко: 29.9% Тиханова против 26.7% Гречина , при 18.2% - против всех.

 

2.3. По Сорокину  (11-й городской округ)

Кандидат, директор успешного предприятия, имел опыт участия в городских выборах. В марте 2001г. в соседнем округе он проиграл 200 голосов спикеру гордумы. На довыборах в мае и сентябре он баллотировался уже по 11 округу, где дважды занимал первое место с небольшим отрывом от главного соперника - бывшего депутата этого округа. Однако оба раза выборы признавались несостоявшимися из-за низкой явки избирателей.

В промежутках между выборными баталиями, Сорокин активно работал в округе, к новой кампании подошел с внушительным багажом добрых дел, хорошей узнаваемостью и стартовым рейтингом.

Выдвинулось еще 8 кандидатов. Основными оппонентами были два представителя городской администрации -Директор центра Лечебной педагогики (основная деятельность центра - работа с детьми-инвалидами) и Руководитель домоуправления.

Сорокин выступал в смешанном образе «самый полезный» и «чудотворец». Основными темами кампании были освещение добрых дел кандидата и его работа во главе успешного предприятия, организованного им с нуля.

Из-за некой пассивности соперников в начале кампании удалось захватить лидирующие позиции в гонке, которые команда постарался не сдать. С началом агитации в СМИ «мэрский тандем» активизировался. Причем, Управдом довольно эффектно выступал в качестве атакующего оппонента. В своих агитматериалах он упорно отождествлял себя с  крайне популярным мэром и доказывал, что большинство добрых дел Сорокина на самом деле выполнено сотрудниками домоуправлений. Другой реальный конкурент -Директор центра - поднимал социальные темы и не ввязывался в дискуссию. В результате в середине кампании наметился рост его рейтинга, в то время как рейтинг Сорокина на какое-то время замер на одном месте.

Чтобы переломить ситуацию, на заключительно этапе, за 2 недели до выборов, штаб Сорокина вбросил в кампанию новую яркую тему – критика эксперимента городской администрации по приватизации домоуправлений. И это нашло поддержку у избирателей. Представители же мэрии в глазах избирателей оказались косвенно причастными к неудачному эксперименту.

Сорокин набрав аж 48% голосов, далеко опередив соперников. Против всех проголосовало 17,52% избирателей. Директор центра набрал 12,25%, Управдом - 3,44% (!), при том, что популярный мэр - 81%.

 

2.4. По Салкину (13-й городской округ).

За 40 дней до дня выборов он обладал нулевой узнаваемостью, поэтому команде пришлось применить довольно агрессивное внедрении образа «борца-правдоруба». Трудность заключалась в том, что этот образ мало вписывался в реальный облик кандидата – все-таки он был директором предприятия. Рассматривался вариант стратегии «на контрходе», но от него пришлось отказаться, так как для этого должен был быть хотя бы один яркий оппонент, а такого в кампании не нашлось.

Но куда было деваться, если по округу выдвинулось еще 5 директоров плюс один руководитель ЖЭКа? И все люди более или менее знакомые избирателю. У Салкина с узнаваемостью было хуже всего. При таких условиях не всегда удается пробить барьер узнаваемости.

Впрочем, на этот раз барьер был легко преодолен. Причем, настолько легко и настолько неожиданно мощно, что это вышло боком Салкину. Дело в том, что  в 70-е годы в области печально прославился его однофамилец, серийный убийца и насильник, на счету которого были жизни двух десятков молодых женщин.

Все про это давно забыли. Но соперники не дремали, и не преминули довольно ярко напомнить обывателю, чем известна в псковской области фамилия Салкин.

Одним словом, фамилия зазвучала. Но как?! Если бы в Ростове в местные депутаты выдвинулся  кандидат по фамилии Чикатило,  как вы думаете, какие бы у него были шансы на победу?

Салкин набрал тем не менее 12.63% голосов избирателей, это - четвертый результат из девяти, после двух реальных (19,22% и 17,27%) и одного виртуального (против всех – 17,19%) кандидатов.

Чего и говорить, округ-то № 13 !

 

Владимир КУПОЛ, политтехнолог

 

 

img3.gif

 

24.03.04

На главную

Наш  E-mail: