img1.gif

 

 

 

img3.gif

 

 

Материалы

дискуссии:

 

 

 

1.

А.Кынев.

Зачистка от демократии.

hand01_next.gif

 

2.

В.Полуэктов.

Еще не вечер, отнюдь не вечер!

А если он наступит,

мы переквалифицируемся

в управдомы.

 

3.

Л.Радзиховский

Не для нашего климата.

После изменения порядка

избрания губернаторов

и депутатов неизбежны

другие реформы

 

4.

А.Пахолков

Тупиковые реформы.

Вертикаль ржавеет…

 

5.

И.Богатырев.

Три точки опоры

 

6.

В.Шапран.

Сугубо частное мнение

гражданина России

 

7.

 К. Киселев.

После Беслана.

Пессимизм в контексте PR

 

8.

М.Малютин.

Бюрократический феодализм:

жребий брошен.

 

9.

М.Дианов

Разве наша профессия

не вечна?

 

10.

К.Киселев.

После Беслана-2.

Гапоновщина

 

11.

К.Киселев.

Перспективы политконсалтинга

в условиях трансформации

политического режима

 

12. 

А.Кынев.

Инкубатор для демократии

или зерно распада?

Какой будет судьба

региональных парламентов

в новых условиях?

 

 

 

 

СУМЕРКИ РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ… А МОЖЕТ, РАССВЕТ?

Грядущие  реформы избирательной системы  и государственного строительства в целом, воспринимаются российским обществом неоднозначно.

PR-сообщество вообще, судя по стихийно развернувшейся дискуссии в нашей Обратной связи, готово встать в авангард разворачиваю-щейся оппозиции Путину и его реформам.

Но может, не стоит ополчаться против реформ Президента? Так ли уж они вредны? И для кого вредны?

Из Гостевой книги переносим дискуссию о реформах Путина на страницы ИЗБЫ. Пишите нам. Ваши материалы в любой приемлемой форме – аналитика, рассуждения, предложения, призывы - мы будем оперативно размещать в рубрике «Дискуссия». Только, пожалуйста, постарайтесь укладывать свои эссе максимум страничек в восемь-десять – более пространные материалы воспринимаются трудно

 

ЗАЧИСТКА ОТ ДЕМОКРАТИИ

 

Александр КЫНЕВ, политтехнолог, кандидат политических наук,

эксперт Международного института

гуманитарно-политических исследований

 

Президент нашей великой и необъятной Родины решил провести т.н. реформу государственной власти, по сути означающую смену политического режима  в стране. Вместо относительно демократического режима «мягкой автократии» стране предложено (хотя нет, не предложено, а приказано не терпящим возражений тоном – советоваться с кем-то президент, как и положено самодержцу, явно не собирался) выстроиться под началом абсолютного правителя, который назначает губернаторов, единолично формирует правительство и полностью контролирует парламент, куда можно попасть только через тщательно фильтруемые политические партии. Все это под соусом «борьбы с терроризмом», хотя очевидно, что предложенные меры никакого отношения к борьбе с терроризмом не имеют.

Единство страны, о котором печется президент, конечно же, немыслимо без устойчивости власти. Но основа устойчивости власти – это доверие населения, подтверждаемое на выборах. Выборы не блажь и не дань каким-то сакральным ценностям, это способ связи общества и власти, так как фактор сменяемости и необходимости через определенный срок подтверждать свой мандат на выборах и есть тот рычаг, который заставляет чиновника хоть как-то думать о простом человеке. Пока чиновник зависит от нас с вами, он думает и заботится о нас, пусть и вынужденно и обычно под выборы.

 

Что нам предлагается? Нам предлагается система, где власть в принципе не зависит от населения и может делать с ним все что угодно. Президентские выборы давно превратились в фарс и профанацию по избранию на данный пост заранее известного победителя, и смена конкретного деятеля на данном посту у нас осуществляется почти династическим образом, ради чего осуществляются любые меры. Опорой этого президентского контроля всегда были региональные элиты, способные обеспечить центру нужный результат  в обмен на свою относительную независимость. Теперь, после унизительной монетизации и иных реформ, а также полного краха кавказской политики на фоне явного падения доверия населения к президенту и правительству у федерального центра возникли серьезные опасения, что такого триумфа, как в 2003, на следующих выборах уже не видать. Чтобы избежать этого и предлагается две радикальные меры – регионы уже не смогут иметь избранных губернаторов и даже своих представителей в федеральном парламенте (от федерации в РФ остается  только название верхней палаты), т.н. «региональные группы» в партийных списках утверждаться и формироваться будут в Москве в известных кабинетах. Причем т.к. губернаторы формируют половину Совета Федерации, то получается что Президент теперь фактически назначает еще и половину членов верхней палаты.  В новой системе президент назначает губернаторов, они гарантируют избрание президента и нужные результаты выборов в Госдуму. Власть  воспроизводит сама себя. Все счастливы. Население пьет чай на кухне и травит анекдоты.

Фразы про «укрепление партий» путем введения пропорциональной избирательной системы – демагогия. Репрессивный закон о политических партиях делает формирование независимых партий путем аккумулирования инициатив снизу невозможным. Более того, по негласному указанию процесс регистрации новых партий фактически прекращен и делается все для ликвидации уже имеющихся. В регионах началась целая волна принудительной ликвидации региональных отделений политических партий (а как только уже зарегистрированная партия утрачивает 45 зарегистрированных отделений, то сама прекращает существование). Так в Красноярском крае уже в судебном порядке ликвидированы 4 отделения политических партий (Республиканской партии России, партии "Либеральная Россия", "Евразийской партии - Союза патриотов России", партия "Интернациональная Россия"), в Ханты-Мансийском АО также 4-х (Российской партии мира, Партии "Народная воля", партии "Либеральная Россия", партии "Истинные патриоты России"), в Чувашии шести, в Новгородской области готовится ликвидация региональных отделений Республиканской партии РФ, Российской коммунистической рабочей партии - Российской партии коммунистов, Российской  объединенной промышленной партии. Чтобы ликвидировать региональное отделение партии достаточно чтобы один (!) человек подтвердил, что его неверно причислили к данной партии. Например в ХМАО подобные «свидетельства» получались с помощью милиции. А методы наших правоохранителей мы знаем хорошо… Так что любая «неправильная» партия имеет все шансы вскоре перестать быть партией вообще. В такой системе партии становятся фактически дочерними структурами государства, само существование которых зависит от доброй воли контролирующих органов. Таким образом выборы только по партспискам превращаются в выборы среди партий, контролируемых государством. Да еще и при 7% заградительном барьере. Право самостоятельного участия в политике граждане фактически лишаются. Фильтрация производится как минимум на 5 уровнях: вначале надо вступить в партию, затем нужно чтобы тебя выдвинул партийный съезд,  затем нужно чтобы тебя пропустило управление юстиции, затем нужно чтобы пропустила избирательная комиссия, и не дай бог не снял с выборов суд. Ну а затем надо преодолеть 7% барьер, что без господдержки фактически невозможно. Иллюзорное предложение про участие в регионах наравне со списками независимых кандидатов практически не реализуемо (независимому кандидату мало того, что надо опередить все партсписки на некой территории, так ведь и региональные группы у каждой партии будут не совпадать, одна партия объединит в своем списке регион А с регионом В, а другая с регионом С, так от какого объединения будет избран независимый кандидат?). Новая методика распределения мандатов внутри списков (если список некой партии получил в 12 тысячной Эвенкии 12% голосов,  а в Москве 11% голосов, то мандат получит кандидат из эвенкийской группы) приведет к тому, что резко снизится представленность в парламенте крупных городов и индустриальных центров (население которых видимо по мнению кремлевских технологов  мыслит слишком независимо).

 

Пусть формирование исполнительной власти от населения теперь не зависит, представительная власть превращается в декорацию, но единство страны важней, скажите вы. Терроризм опять таки свирепствует. Это обманчивая логика. Как уже сказано выше прочной и эффективной может быть только власть, основанная на доверии населения. При существовании власти, формирующей саму себя, население и власть начинают обитать в параллельных политических реальностях. Абсолютное отчуждение населения от власти становится системно неизбежным.  Страну вместо укрепления ждет вырождение. Очевидно, что власть не зависимая от населения никогда не будет о нем заботиться. Интересы регионов будут игнорироваться, проблемы замалчиваться. Будут назначаться далекие от населения и его нужд люди (основания так полагать есть – посмотрите на тех полпредов Президента, которых он назначал за эти годы). Пуликовские и Казанцевы, Шамановы и Драчевские развалят любой, даже процветающий регион.

Есть все основания полагать что «исполнительная вертикаль» своей дланью опуститься и на уровень местного самоуправления. Если президент назначает губернаторов, то почему бы  им в свою очередь не назначать мэров, и так по цепочке…. Бабка за дедку, дедка за репку. Дойдет очередь и до прессы. Ибо если оппозиции нет, одинаково прокремлевские партии имитируют конкуренцию на парламентских выборах, а любой «неправильный» бизнес прижат «к ногтю», то кому будет нужна независимая пресса? Вертикаль доберется  до каждого, укажет ему его место.

Что ждет нас? Терпеть и ждать когда данная историческая эпоха окончится естественным путем?  Жалко страну, которую делают жертвой личных комплексов и страхов одного человека. Властителем нашей жизни становится «человек с ружьем» - милиционер, сотрудник ФСБ, как обещано даже «народный дружинник» (видимо политически правильные молодые крепкие люди найдут доступные их знаниям способы разобраться со всеми кто им не нравится). Если и при прежних полномочиях коррумпированные спецслужбы работали плохо, то с какой стати при больших полномочиях они вдруг станут работать хорошо? Импотент с большей властью остается импотентом.

 

Безграничная власть рождает безнаказанность. «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Это значит, что качество управления в системе лишенной контроля со стороны населения упадет катастрофически. Будут новые бесчеловечные реформы, которые будут проводить независимые от населения губернаторы, будут новые страшные теракты. А значит будут найдены и объявлены и новые враги, которые мешают нам жить лучше, и с ними надо бороться.

Перед этим скатыванием в пропасть безумия нужно предпринять все шаги для сохранения хотя бы ростков демократии. Нужно во чтобы то ни стало сохранить избираемость органов местного самоуправления, в тех регионах, где региональные элиты в состоянии сопротивляться, нужно менять региональные уставы, по сути переходить к парламентским республикам, перераспределяя властные полномочия  в пользу Законодательных собраний и создавая региональные правительства, формируемые большинством в Заксобрании (проще говоря чтобы назначенный президентом губернатор был своеобразным региональным президентом, а правительство формировалось региональным парламентом). И самое главное – нельзя  молчать. Стыдно слышать этот хор «давно пора» с трибун, сопровождаемый матом и руганью в адрес президента в кулуарах. Элита страны демонстрирует бесхребетность и чудовищную трусость. Началась всеобщая «проверка на вшивость», и ее итоги удручают.

Жизнь в состоянии опровергнуть наши самые пессимистические прогнозы.

 

 

 

img3.gif

 

 

 

Начало дискуссии -

статья А.Кынева

 

 

Дата публикации

статьи

в ИЗБЕ

 

21.09.04

 

 

 

ПРИГЛАШАЕМ

К ДИСКУССИИ!

 

На главную

Наш  E-mail:  

в ИЗБАСС